Кучеренко, Николай Алексеевич


Николай Алексеевич Кучеренко (1907 — 1976) — советский инженер-конструктор, один из создателей танка Т-34. Лауреат трёх Сталинских премий.

Биография

Родился 24 декабря 1907 года (по новому стилю: 6 января 1908 года) в городе Лозовая (ныне город, Харьковская область, Украина) в семье машиниста паровоза. В июле 1930 года закончил ХИИТ (он же — Транспортно-тяговый институт Народного комиссариата путей сообщения, Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта НКПС с осени 1933 года, ныне Харьковская государственная академия железнодорожного транспорта). В дни летних каникул работал столяром, литейщиком, кузнецом, токарем, кочегаром и помощником машиниста паровоза.

С 1 марта 1931 года, после окончания института, Н. А. Кучеренко работал чертёжником-конструктором на ХПЗ (в 1936 году танковое производство на ХПЗ получило наименование «Завод № 183»). В этом же году Кучеренко перешёл на работу в танковую конструкторскую группу.

В 1934 — 1937 годах — заместитель начальника СКБ, в 1938 — 1939 годах — начальник КБ-100, в 1939 — 1940 годах — заместитель начальника КБ-520, в 1940 — 1947 годах — начальник КБ-520, заместитель главного конструктора завода № 183, эвакуированного в 1941 году в Нижний Тагил и воссозданный на базе Уралвагонзавода.

Н. А. Кучеренко участвовал в совершенствовании организации производства советского серийного танка Т-24, в разработке лёгких колесно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1934) и БТ-7М (1938).

Совместно с М. И. Кошкиным и А. А. Морозовым участвовал в создании опытных танков А-20 и А-32, а также серийного среднего танка Т-34, принятого на вооружение 19 декабря 1939 года.

В годы Великой Отечественной войны и после неё Н. А. Кучеренко работал на Уральском заводе № 183 в Нижнем Тагиле начальником КБ-520, заместителем главного конструктора завода (1941 — 1947), руководил модернизацией танка Т-34, участвовал в разработке танка Т-44 и ряда других опытных образцов. Член ВКП(б) с 1942 года.

В 1947 — 1949 годах — главный конструктор главного управления МТМ СССР (Москва). Инженер-полковник (1946).

В 1949 — 1952 годах — главный инженер Уралвагонзавода (Нижний Тагил).

В 1952 — 1967 годах находился на руководящей работе: начальник главного управления танкового производства Министерства транспортного машиностроения СССР (позднее было преобразовано в Комитет оборонной промышленности, а затем в МОП СССР). Председатель государственной экзаменационной комиссии в МВТУ имени Н. Э. Баумана, главный редактор журнала «Вестник танковой промышленности».

В 1960-х годах под непосредственным руководством Н. А. Кучеренко сконструирована самоходная тележка, послужившая в дальнейшем для создания «Лунохода».

Н. А. Кучеренко умер 12 сентября 1976 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Семья

  • отец — Алексей Маркович Кучеренко (1882—1959) — машинист паровоза.
  • мать — Анна Фёдоровна Кучеренко (1888—1980).
  • дочь — Васильева (Кучеренко) Лариса Николаевна (1935—2018) — поэтесса, писательница, общественный деятель, основатель музея «История танка Т-34».
  • брат — Кучеренко, Владимир Алексеевич (1909—1963) — государственный и хозяйственный деятель

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1942) — «за разработку конструкции нового типа среднего танка» Т-34
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за разработку конструкции нового танка и коренное усовершенствование существующего среднего танка
  • Сталинская премия второй степени (1948) — за создание нового танка (Т-54)
  • орден Ленина (июнь 1942).
  • орден Отечественной войны I степени
  • два ордена Трудового Красного Знамени.
  • два ордена Красной Звезды.

Память

  • В специальной экспозиции музея истории танка Т-34, посвящённой 100-летию Н. А. Кучеренко, представлена послевоенная деятельность этого человека, засекреченного на протяжении многих десятилетий.
  • 21 февраля 2008 года на доме № 23 по улице Усиевича в Москве открыта мемориальная доска Н. А. Кучеренко, где он проживал в 1961—1976 годах.
  • 23 февраля 2009 года, во время торжеств по случаю Дня защитника Отечества, его имя было присвоено одному из электровозов Южной железной дороги Украины.

Прочие факты

  • Однажды на вопрос о своей самой заветной мечте Н. А. Кучеренко без малейшего колебания ответил: «Мечтаю, чтобы на Земле все танкисты стали трактористами!»