Белфаст (аэропорт)

13.03.2021

Международный Аэропорт Белфаста (англ. Belfast International Airport ирл.: Aerfort Idirnáisiúnta Bhéal Feirste) (IATA: BFS, ICAO: EGAA) — расположенный приблизительно в 24 километрах к западу от Белфаста аэропорт. Также известен под названием Ольдергров, по деревне, которая находится к западу от аэропорта. Взлётно-посадочные полосы Международного Аэропорта Белфаста находятся в совместном использовании гражданского аэропорта и базы Королевских ВВС RAF Aldergrove, которая имеет собственную инфраструктуру. Свыше 5 млн пассажиров (2.1 % пассажирооборота всех аэропортов Великобритании) воспользовались услугами Международного Аэропорта Белфаста в 2006, на 1,4 млн (39.2 %) больше, чем в 2001. Международный аэропорт Белфаста — самый загруженный в Северной Ирландии, крупнейший из двух аэропортов Белфаста (второй — Аэропорт имени Джорджа Беста).

Аэропорт обслуживает регулярные рейсы 48 назначений (16 местных, 32 европейских и трансатлантических). Трансатлантические направления включают Ньюарк, Орландо, Торонто, Ванкувер и Галифакс. Обслуживаются чартерные рейсы в Африку, Канаду, Карибский бассейн, Мексику, США и ряд европейских стран.

Международный Аэропорт Белфаста — основной хаб для EasyJet и Jet2.com, авиакомпании Bmibaby и Thomas Cook Airlines также проводят значительную часть операций через Международный Аэропорт Белфаста. В декабре 2007 Aer Lingus также организовал базу в аэропорту, в начале 2008 предполагается открытие рейсов по 4 назначениям, в дальнейшем авиакомпания планирует довести общее количество назначений до девяти, их будут обслуживать три самолёта, базирующихся в аэропорту.

Аэропорт принадлежит TBI plc, той же самой компании, которая владеет аэропортами Лутон, Кардифф и Орландо Санфорд.

Международный Аэропорт Белфаста имеет лицензию (номер P798) на обслуживание пассажирских рейсов и обучение пилотов.

История

1917—1945

Участок для аэропорта был выделен в 1917, когда возникла необходимость в обучении пилотов Королевских ВВС, так как продолжалась Первая мировая война. Аэропорт оставался в ведении ВВС продолжал функционировать и после войны.

Гражданские операции начали осуществляться в 1922, воздушным транспортом привозились свежие газеты из Честера, хотя первый регулярный рейс открылся только в 1933 году. Первый рейс соединил Белфаст с Глазго и эксплуатировался Midland and Scottish Air Ferries. В дальнейшем открылись рейсы на Остров Мэн, Ливерпуль и Кройдон (в те времена основной лондонский аэропорт).

Во время Второй мировой войны Олдергрув оставался базой Королевских ВВС, в первую очередь Берегового Управления RAF. Для того, чтобы аэропорт мог принимать крупные самолёты большого радиуса действия, основным направлением работ стала замена четырёх существующих взлетно-посадочных полос двумя новыми, длинными полосами, сформировав такую конфигурацию ВВП, которая существует в аэропорту и сегодня.

1946—1970

В результате реализации программы строительства военных аэродромов был построен аэропорт Натс Корнер в трёх милях от Олдергров. 1 декабря 1946 новый объект заменил аэропорт Белфаст Харбор (сегодня Аэропорт имени Джорджа Беста) в качестве главного гражданского аэропорта Северной Ирландии, поскольку участок в Сиднехеме сочли неподходящим.

К 1950-м гражданский воздушный трафик превысил мощности инфраструктуры Натс Корнер, кроме того, самолёты регулярно садились на Олдергрув из-за неблагоприятных погодных условий. В июле 1959 было принято решение о переводе гражданских рейсов на Олдергрув, чтобы оптимально использовать большой аэродром, и этот перевод состоялся в октябре 1963.

Новый терминал и перрон были построены с учётом необходимых для пассажирских перевозок требованиями, и комплекс был открыт на королевой Елизаветой 28 октября 1963. В 1966 открылся первый регулярный рейс на реактивном самолёте в Гатвик, а в 1968 Aer Lingus и BOAC открыли маршруты в Нью-Йорк через Шэннон и Глазго Прествик соответственно.

1971—1997

В 1971 для управления аэропортом и развития его инфраструктуры была создана компания Northern Ireland Airports Limited. Основными объектами модернизации стали взлетно-посадочные полосы, рулёжные дорожки и стоянки самолётов.

Был построен новый Международный Пирс с инфраструктурой обслуживания пассажиров и автостоянками, также был построен дополнительный перрон для разделения меньших самолётов общей авиации и больших коммерческих реактивных самолетов. В это время British Airways открыли первый регулярный рейс из Белфаста в Хитроу, и первый в аэропорту Boeing 747 совершил чартерный рейс в Торонто через Шэннон. Первый регулярный рейс в европейский город было совершён авиакомпанией NLM Cityhopper (сегодня KLM Cityhopper) в Амстердам.

В 1983 в аэропорту, переименованном в Международный Аэропорт Белфаста, регулярно принимавшем крупнейшие гражданские самолеты, была внедрена новая технология, позволяющая работать в любых погодных условиях. В 1985 пассажирооборот достиг 1,5 млн, а авиакомпания BMI стала конкурировать с British Airways на рейсах в Хитроу. Дальнейшие усовершенствования терминала произошли в конце 1980-х и в начале 1990-х. Новый терминал был открыт в 1987, новый грузовой центр открылся в 1991.

Аэропорт был приватизирован в 1994. TBI стала новым владельцем аэропорта 13 августа 1996, к этому времени ежегодный пассажирооборот достиг 2,5 млн.

С 1998

В 1998 из Международного аэропорта Белфаста авиакомпания EasyJet стала выполнять рейсы в лондонский аэропорт Лутон. Со временем эта авиакомпания создала крупную базу в аэропорту и открыла ещё 8 местных и 15 европейских регулярных рейсов, став крупнейшим оператором Международного аэропорта Белфаста.

В 2005 Continental Airlines открыли первое прямое сообщение с Нью-Йорком (Ньюарк Либерти), также авиакомпания Zoom Airlines начала прямые регулярные рейсы в Ванкувер.

В декабре 2007 Aer Lingus открыла базу в Международном аэропорту Белфаста, который стал её третьим хабом (и первым вне Республики Ирландии). К марту 2008 в аэропорту будут базироваться три Airbus A320, которые будут обслуживать девять маршрутов из Белфаста, в будущем возможны трансатлантические рейсы, и восстановление рейсов из Белфаста в Хитроу.

Увеличение количества рейсов, как ожидается, должно привести к увеличению пассажирооборота аэропорта до 6 млн в 2008 году.

Факты и статистика

  • 86 % пассажирских рейсов из аэропорта регулярные, 14 % — чартерные.
  • Международный аэропорт Белфаста — крупнейший аэропорт в Северной Ирландии и второй по размеру в Ирландии, после аэропорта Дублина.
  • Аэропорт работает 24 часа в день, 365 дней в году и не подчиняется требованиям ограничения шумов.
  • Международный аэропорт Белфаста — третий по обороту грузовой региональный аэропорт в Великобритании.
  • Самым загруженным британским направлением является Лондон (3 аэропорта), следующее — Ливерпуль.
  • Самое загруженное континентальное европейское направление — Пальма (город).
  • Самое загруженное трансатлантическое направление — Ньюарк (Нью-Йорк)

Показатели аэропорта

  • Рост пассажирооборота: Международный аэропорт Белфаста обслужил 5,015,000 пассажиров в 2006 году, что является самым высоким показателем в Северной Ирландии. Аэропорт показывает положительную динамику роста пассажирооборота, взлётов и посадок и грузооборота в течение последних 10 лет.
  • Внутренние перевозки: из-за относительной изоляции Северной Ирландии от остальной части Великобритании, два из каждых пяти рейсов в и из аэропорта связывают аэропорт с Англией, Шотландией или Уэльсом. Easyjet, самый крупный оператор аэропорта, совершает от трёх до восьми рейсов ежедневно в семь британских городов. У Jet2.com есть два маршрута в британские аэропорты, Лидс-Брадфорд и Блэкпул. Остров Мэн — популярное направление, которое обслуживается рейсами авиакомпании Manx2 дважды в день. Bmibaby обслуживает 4 назначения, до двух до четырёх рейсов ежедневно. После открытия хаба Aer Lingus планирует возобновить рейсы в Хитроу с 14 января 2008.
  • Европейские перевозки: EasyJet, крупнейший оператор Международного аэропорта Белфаста, обслуживает 15 направлений континентальной Европы из Белфаста.. Свыше 3 млн пассажиров, отправляющихся из Белфаста, в год стали базой ежегодного роста операций EasyJet, сегодня через Белфаст путешествует 19 % пассажиров EasyJet. Jet2.com также совершает рейсы в Европу, основные направления — Тенерифе, Лас-Пальмас и Малага. В сентябре 2007 Wizz Air объявила об открытии двух новых рейсов в Варшаву и Катовице. Aer Lingus совершает рейсы в трёх континентальных направлениях из Международного аэропорта Белфаста; Амстердам, Барселона и Женева, с марта 2008 планируется открытие рейсов в Будапешт, Малагу, Ниццу, Рим и Фару.
  • Трансатлантические рейсы: В первый год работы Continental Airlines перевезли около 85,000 пассажиров на рейсах Белфаст-Ньюарк. В связи с высоким спросом количество рейсов было увеличено с 5 до 7 в неделю. Zoom Airlines в феврале 2006 объявили об открытии регулярных рейсов в Торонто. В июне 2006 был открыт первый прямой рейс из Белфаста в Ванкувер. Весной 2008 три авиакомпании планируют вводить прямые рейсы в Торонто. Aer Lingus рассчитывает открыть трансатлантические рейсы в сентябре 2008, новыми назначениями станут Нью-Йорк, Чикаго и Бостон.

Авиакомпании

Регулярные рейсы

  • Aer Lingus
  • Air Transat
  • bmibaby
  • EasyJet
  • Flyglobespan
  • Jet2.com
  • Manx2
  • Wizz Air
  • Zoom Airlines

Чартерные рейсы

  • Air Greenland
  • Air Malta
  • Air Transat
  • Austrian Airlines
  • Czech Airlines
  • Dubrovnik Airline
  • Eurocypria Airlines
  • Finnair
  • Flybe (Charter)
  • MyTravel Airways
  • Onur Air
  • Thomsonfly

Грузовые операторы

Международный аэропорт Белфаста — один из важнейших региональных грузовых аэропортов Британских островов, в 2004 грузооборот составил 50,000 тонн. В связи с изоляцией острова грузовые авиаперевозки жизненно важны для него. Основные грузовые опреаторы:

  • DHL
  • TNT Airways

Транспорт

Автомобиль

Из Белфаста в аэропорт можно попасть, направляясь по дороге M2 на север до перехода 5, затем по A57 11 км.

Автобус

Каждый 10 минут отходит автобус Translink к бизнес-центру Европа в центре Белфаста.

В рабочие дни каждый час отходит автобус на Дерри.

Железная дорога

Ближайшая к аэропорту железнодорожная станция — Antrim railway station, находится в 10 км Антрим (графство Антрим, она связана с терминалом аэропорта автобусным сообщением по рабочим дням. По железной дороге поезда отправляются в Белфаст, Лисберн и Дерри. Поезда в и из Дублина проходят через Belfast Central railway station в Белфасте. Планируется строительство новой станции железной дороги на линии Лисбурн-Антрим, которая будет находиться намного ближе к зданию терминала.

Ближайшие перспективы

В сентябре 2006 года Международный аэропорт Белфаста опубликовал план развития на следующие 25 лет. Мастер-план предполагает увеличение пассажироборота до 6-7,5 млн к 2015 и до 12 млн к 2030 годам. Грузовой товарооборот вырастет до 82 000 тонн к 2015, и до 148 000 тонн к 2030 году. Для того, чтобы аэропорт смог справиться с такой нагрузкой, предложены следующие мероприятия:

2006—2015

  • Расширение международного зала регистрации
  • Расширение и переконфигурация зала багажа внутренних рейсов
  • Строительство нового Южного Пирса, включая залы вылета
  • Увеличение Западного Пирса (для принятия большего количества и более крупных самолётов)
  • Перрон стоянки пассажирских самолётов расширяется для приёма грузовых самолётов
  • Строительство многоэтажной стоянки
  • Увеличение грузовых погрузочно-разгрузочных мощностей и перрона

2015—2030

  • Новое трёхъярусное ядро, связанное с существующими и развивающимися областями
  • Пассажирское железнодорожное сообщение с аэропортом
  • Увеличение числа полос шоссе между аэропортом и шоссе M2 и организация общественного транспорта во всем части Северной Ирландии
  • Замена старого терминала