Чудо реликвии Креста на мосту Риальто

14.03.2021

«Чудо реликвии Креста на мосту Риальто», или «Исцеление одержимого на мосту Риальто» (итал. Miracolo della Croce a Rialto), — картина итальянского живописца Витторе Карпаччо (ок. 1465—1525/26), представителя эпохи Раннего Возрождения. Создана в 1494 году.

С 1820 года хранится в коллекции Галереи Академии в Венеции.

История

Эта композиция входила в серию картин, которая предназначалась для зала Альберго (или залы Креста) религиозного братства (скуолы) святого Иоанна Евангелиста (Скуола-Гранде-ди-Сан-Джованни-Еванджелиста), в которой с 1369 года хранился фрагмент чудотворного Святого креста. Ни одна другая венецианская скуола не обладала столь значимой реликвией. На этот сюжет было создано десять полотен (из них сохранилось только восемь).

Описание

Деталь.

На картине изображена сцена, рассказывающая о чудесах, которые совершила необычная реликвия. Она посвящена исцелению одержимого, которое состоялось с участием патриарха Градо Франческо Кверини в 1494 году. Карпаччо изображает три эпизода истории о чуде святого Креста — процессию братьев скуолы по мосту Риальто, вход патриарха и момент исцеления одержимого на втором этаже лоджии дворца. Главным действующим лицом картины является панорама города Венеции, Большой канал, мост Риальто, изображен в своем первоначальном виде таким, каким он был в 1458 году — деревянный, с разъемной центральной частью для возможности прохода крупных судов. Современный мост был построен из истрийского камня в 1524 году уже после обрушения первого.

Город показан очень достоверно, что даже возможно узнать некоторые сооружения, например Фондако-дей-Тедески (Немецкое подворье) справа, которое было разрушено в 1505 году пожаром. Фасады с обеих сторон написаны Карпаччо с разных ракурсов, что приводит к асимметрии, которая тщательно уравновешена гладью канала, который расширяется вправо и одновременно сходится слева в точку на фоне. Жизнь в городе кипит: женщины выбивают ковры, высунувшись из окон домов, на дальнем плане идет активная торговля, гондольеры везут своих пассажиров по своим делам, почти на уровне дымоходов развешано для сушки белье на крышах. Среди персонажей представители разных рас, народов, профессий и слоев общества. В правом нижнем углу — целая группа участников компании делла Кальца, театрального общества, которое отвечало за проведение карнавала в городе и других мероприятий.

Благодаря этой картине Карпаччо известно, как выглядела Венеция на рубеже XV—XVI века, и как протекала жизнь ее жителей.