Союз ТМ-11


Союз ТМ-11 — пилотируемый космический аппарат из серии «Союз ТМ».

Экипаж старта

  • Виктор Афанасьев (1-й полёт) — командир
  • Муса Манаров (2-й полёт) — бортинженер
  • Тоёхиро Акияма (Япония) (1-й полёт) — космонавт-исследователь

Дублирующий экипаж

  • Анатолий Арцебарский — командир
  • Сергей Крикалёв — бортинженер
  • Риоко Кикути (Япония) — космонавт-исследователь

Резервный экипаж

  • Александр Волков — командир
  • Александр Калери — бортинженер

Экипаж возвращения

  • Виктор Афанасьев — командир
  • Муса Манаров — бортинженер
  • Хелен Шарман (Великобритания) — космонавт-исследователь

Описание полёта

Тоёхиро Акияма был первым космическим туристом, который смог полететь в космос за деньги. Телеканал «TBS», на котором он работал, заплатил за полёт 28 миллионов долларов США. На борту ракеты-носителя были изображены японский флаг и реклама. Камера в спускаемом модуле фиксировала процесс приземления для последующей трансляции по телевидению.

В СССР этот запуск назывался первым коммерческим полётом и указывалось, что заработали на нём 14 миллионов долларов США. Японский журналист ежедневно передавал 10-минутный телерепортаж и 20-минутный радиорепортаж. Из-за несовместимости электрических и видеозаписывающих систем СССР и Японии Акияме пришлось брать с собой различные переходники и преобразователи. Всё это оборудование весило около 170 кг и прибыло на станцию «Мир» до прибытия Акиямы на борту транспортного корабля «Прогресс». 5 декабря Акияму переселили в корабль «Союз ТМ-10». 8 декабря Манаков и Стрекалов начали заполнять возвращаемый модуль плёнками и результатами экспериментов. Приземление корабля «Союз ТМ-10» передавалось каналом «TBS» в прямом эфире.

Девятая основная экспедиция на станцию «Мир» осуществила большую программу по переоборудованию станции. Работы по прокладке электрических кабелей проводились не только внутри станции, но и потребовали работ в открытом космосе. После этих работ мощности солнечных батарей стали доступны во всех модулях станции. 7 января был починен выходной люк модуля «Квант-2» (длительность работ в открытом космосе 5 ч 18 мин). После этого были установлены решётки для установки солнечных батарей (23 января, 5 ч 4 мин) и кран для перестановки несущих конструкций солнечных батарей (26 января, 6 ч 20 мин). Кроме того, 25 апреля была заново оттестирована антенна автоматической системы сближения и стыковки «Курс» (3 ч 30 мин). Научные эксперименты проводились в областях наблюдения Земли, биологии, медицины и материаловедения.

Провиант и расходные материалы доставлялись транспортными кораблями «Прогресс М-6» и «Прогресс М-7».