Савицкий, Михаил Андреевич

18.06.2022

Михаил Андреевич Савицкий (белор. Міхаіл Андрэевіч Савіцкі; 18 февраля 1922, д. Звенячи, Витебская губерния — 8 ноября 2010, Минск) — белорусский, советский, художник-живописец, педагог. Герой Беларуси (2006). Народный художник СССР (1978). Лауреат Государственной премии СССР (1973), Государственных премий Белорусской ССР (1970, 1980), Государственной премии Республики Беларусь (1996).

Биография

Родился в деревне Звенячи Оршанского уезда Витебской губернии (ныне Толочинский район Витебской области) Белоруссии 18 февраля 1922 года.

Юность его совпала с годами войны. В возрасте двадцати лет участвовал в боях за Севастополь. Почти в самом начале войны попал в плен, находился в концлагерях Дюссельдорфа, Бухенвальда и Дахау. 29 апреля 1945 года был освобождён из концлагеря Дахау американскими войсками.

Художественное образование получил после демобилизации из армии. В 1951 году окончил Минское художественное училище (учился у В. К. Цвирко и В. В. Волкова), затем учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (у Д. К. Мочальского), который окончил в 1957 году.

В КПСС не состоял.

Жил и работал в Минске. Руководитель творческой мастерской АХ СССР (с 1980, с 1991 — государственное учреждение культуры «Творческие академические мастерские живописи, графики и скульптуры» Министерства культуры Республики Белоруссии).

В 1988 году входил в состав Государственной комиссии по расследованию советских преступлений в Куропатах.

Академик АХ СССР (1983; член-корреспондент 1973). Действительный член Национальной академии наук Белоруссии (1995). Член Союза художников СССР (1957). Почётный член Академии искусств ГДР (1975). Член Международной славянской академии.

Народный депутат СССР в 1989—1991 годах (от Фонда культуры). Депутат Верховного Совета Белорусской ССР (1975—1990)

В последнее время тяжело болел, перенес обширный инсульт. Скончался 8 ноября 2010 года в Минске. Похоронен на Восточном кладбище.

Награды и звания

  • Герой Беларуси (2006)
  • Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1970)
  • Народный художник Белорусской ССР (1972)
  • Народный художник СССР (1978)
  • Государственная премия СССР (1973) — за цикл живописных произведений «Героическая Белоруссия» (картины «Партизанская мадонна», «Витебские ворота», «В поле») и настенную роспись «Великая Отечественная война. 1944 год» в музее Великой Отечественной войны города Минска
  • Государственная премия Белорусской ССР (1970, 1980)
  • Государственная премия Республики Беларусь (1996)
  • Премия президента Республики Беларусь (2002)
  • Орден Франциска Скорины (1997, первый кавалер)
  • Орден Ленина (1982)
  • Орден Отечественной войны II степени (1985)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1972)
  • Орден «Знак Почёта» (1967)
  • Серебряная медаль АХ СССР (1967) — за картину «Партизанская мадонна»
  • Золотая медаль ВДНХ СССР (1969)
  • Серебряная медаль им. М. Б. Грекова (1969)
  • Международная премия Андрея Первозванного (1999)
  • Международная премия им. М. А. Шолохова (2002)
  • Почётный гражданин Минска (2001)

Творчество

Для художника было характерно публицистическое и эмоционально-экспрессивное раскрытие исторических и современных тем («Песня», 1957; циклы «Героическая Белоруссия», 1967, «Цифры на сердце» (1974—1979) (в основу которого положены воспоминания и впечатления о жестокости в немецких концлагерях); картины «Партизанская мадонна», «Легенда о батьке Минае», «Дети войны» и др.). Все эти полотна посвящены памяти погибших во времена Великой Отечественной войны. Также они воспевают патриотизм советских людей.

Картина «Летний театр» вызвала скандал в СМИ . По словам самого автора:

Среди 13 работ, которые я представил на выставке во Дворце искусств в Минске в 1980 году, была одна, названная „Летний театр“. Так фашисты, юмор которых был своеобразен и циничен, называли уничтожение после экзекуции в открытых ямах трупов своих жертв. … На картине по обе стороны бульдозера, который сгребает в яму для сжигания тела убитых и замученных, я написал две черные фигуры. С одной стороны, это эсэсовец с автоматом, с другой — заключенный со звездой Давида на груди. По поводу этой второй фигуры разразился сильнейший скандал. По мнению некоторых горячих голов, выходило, что этой картиной я оскорбил всех евреев. Но я-то знал, что пишу. Ведь это же факт, что среди внутрилагерного начальства, тех же жестоких капо, а также в зондеркомандах, которые сжигали трупы, было много евреев. Мне говорили, что это ложь. Я стоял на своем. Тогда в один из лагерей уничтожения в Польше был спешно отправлен министр культуры. Ему показали документы, подтвердили, что да, так оно и было. Тем не менее скандал разрастался. Требовали убрать если не саму картину, то знак с груди заключенного. Я сказал: ничего убирать не буду. Я пишу то, что видел своими глазами, пишу о взаимоотношениях между людьми, а также то жестокое время, которое, как бы вам теперь ни хотелось, не было однозначным.

Вместе с отдельными картинами создал художественные циклы «Беларусь партизанская» (1960—1980-е годы), «Цифры на сердце» (1974—1987), «Черная быль» (1988—1989), «Заповеди блаженства» (1990-е годы), «XX век» (1990—2000-е годы). Многие его ранние работы не сохранились. Среди видных картин также: «Партизаны» (1963), «Реквием» (1988), др. Как отмечает К. Мельник, «христианские мотивы у Савицкого появились довольно рано», позже «зазвучав в его искусстве во всю силу».

Память

  • Памяти Савицкого посвятил свою персональную выставку художник из Литвы Анатолий Стишко, считающий себя учеником и другом белорусского мастера.
  • Решением Минского городского Совета депутатов от 24 декабря 2020 года одной из улиц Минска, расположенной в комплексе «Минск-Мир» было присвоено имя народного художника, Героя Беларуси Михаила Савицкого.