Дмитриев-Кавказский, Лев Евграфович


Лев Евграфович Дмитриев-Кавказский (Арслан) (18 февраля (2 марта) 1849, Прочный Окоп, Кубанская область — 21 января (3 февраля) 1916, Санкт-Петербург) — гравёр на меди, рисовальщик, офортист, академик Императорской Академии художеств, присоединивший к своей фамилии, для отличия от других художников Дмитриевых, прозвище Кавказский, так как он родился на Кавказе.

Биография

Получил общее образование в ставропольской гимназии и в 1869 г. поступил в ученики Императорской Академии Художеств по разряду гравирования, в котором наставником его был Ф. И. Иордан. В 1872 году удостоен малой серебряной медали за копию с гравюры Пауля Питера Рубенса «Воин, держащий копьё», а в 1873 году — большой серебряной медали за офорт с картины Теодора Горшельта «Лезгин». В 1878 г. присвоено звание классного художника 1-й степени, а в 1882 г. — звание академика за офорты с портретов великой княгини Марии Павловны и протоиерея Иосифа Васильева, а также за гравированные портреты архимандрита Игнатия (Брянчанинова), певицы Марии Даниловны Каменской и рисунок пером «Кумушки».

Л.Е. Дмитриев-Кавказский. 1904-1906 гг.

В 1883—1884 гг. Дмитриев-Кавказский редактировал иллюстрированный журнал «Ласточка», в котором помещались снимки с рисунков преимущественно русских художников, затем три года заведовал художественной частью в журнале «Всемирная иллюстрация». В 1887 г. Дмитриев-Кавказский был одним из членов-учредителей Товарищества русских иллюстраторов. Неоднократно выезжал на Кавказ, а летом 1887 г. путешествовал по Закаспийской области и Средней Азии. Работал преимущественно офортным способом и сухой иглой. Им исполнено более 65 гравюр. Большинство этих работ были собраны в коллекцию известного в своё время любителя оригинальных офортов сенатора Е. Е. Рейтерна.

Дмитриев-Кавказский также преподавал, открыв собственную мастерскую живописи и рисования (1895). Его «Мастерскую для учащихся» посещали Филонов, Авилов, Апсит, Добужинский, Куприн, А. Баллиер и др.

Галерея гравюр

  • «Бурлаки» И. Репина
  • «Княжна Тараканова» К. Флавицкого
  • «Последняя пушка» А. Вирца
  • кавказские сцены Теодора Горшельта (1829—1871)
  • портрет великой княгини Марии Павловны
  • портрет генерала М. Скобелева
  • портрет графа Безбородко
  • портрет Ф. М. Достоевского
  • портрет А.C. Пушкина с портретом-ремаркой Ф.М. Достоевского. 1880
  • портрет протоиерея И. Васильева
  • портрет архимандрита Игнатия (Брянчанинова)
  • портрет живописца Т. Горшельта
  • портрет певицы Каменской
  • портрет М. Л. Диллон
  • народные типы Кавказа и Закавказья, гравированные с собственных рисунков художника

Книги и альбомы

  • Альбом офортов «Альбом Кавказа» Санкт-Петербург. 1880 г.
  • Альбом путевых заметок «По Средней Азии: Записки художника» (199 рисунков). Санкт-Петербург. Книгоиздательство А.Девриена. 1894 г.

Выставки

С 24 июня по 8 сентября 1915 г. в Манеже Главного Адмиралтейства в Петрограде императорским обществом ревнителей истории была проведена выставка «Война и наши трофеи». В числе девяти отделов, представлявших вооружение, снаряжение, обмундирование, деятельность санитарных и железнодорожных служб, был и отдел, посвященный печатным изданиям. В редакционный комитет вошли М. Соколовский, И. Божерянов, Л. Дмитриев-Кавказский, П. Белавенец и И.Норманов.

  • «Война и наши трофеи: Выставка, устроенная с Высочайшего соизволения Императорским обществом ревнителей истории» Рисунки Л.Дмитриева-Кавказского. Портреты в красках М. В. Рундальцева. Издательство: Москва. 1916 г.
  • «Война и наши трофеи: Выставка, устроенная с Высочайшего соизволения Императорским обществом ревнителей истории» Петербург: Тип-фия Акц. О-ва Изд. Дела «Копейка», 1917. Рисунки Л. Дмитриева-Кавказского, портреты работы академика М. Рундальцева.