54-я бомбардировочная авиационная дивизия


54-я бомбардировочная авиационная Орловская дивизия (54-я бад) — соединение Военно-Воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА бомбардировочной авиации, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной и Советско-японской войн.

История наименований дивизии

  • 54-я авиационная дивизия дальнего действия;
  • 54-я авиационная Орловская дивизия дальнего действия;
  • 54-я бомбардировочная авиационная Орловская дивизия;
  • 54-я транспортная авиационная Орловская дивизия;
  • 54-я военно-транспортная авиационная Орловская дивизия;
  • Войсковая часть (Полевая почта) 21356.

История и боевой путь дивизии

Дивизия в боях с 26 декабря 1944 года по 9 мая 1945 года в составе 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса принимала участие в операциях:

  • Будапештская наступательная операция — с 26 декабря 1944 года по 13 февраля 1945 года.
  • Нижне-Силезская наступательная операция — с 8 февраля 1945 года по 24 февраля 1945 года.
  • Восточно-Померанская наступательная операция — с 20 февраля 1945 года по 4 апреля 1945 года.
  • Балатонская оборонительная операция — с 6 марта 1945 года по 15 марта 1945 года.
  • Венская наступательная операция — с 16 марта 1945 года по 15 апреля 1945 года.
  • Берлинская наступательная операция — с 16 апреля 1945 года по 8 мая 1945 года.

По окончании Берлинской наступательной операции дивизия была перебазирована на Забайкальский фронт в состав 12-й воздушной армии. Исполнительная директива командующего ВВС Советской Армии на осуществление перегруппировки авиационных соединений с запада на Дальний Восток была отдана 24 июня 1945 года. Дивизия вошла в состав 12-й воздушной армии 9 августа 1945 года в следующем составе:

  • 7-й гвардейский бомбардировочный авиационный Гатчинский Краснознамённый полк (Ли-2);
  • 29-й гвардейский бомбардировочный авиационный Красносельский полк (Ли-2);
  • 340-й бомбардировочный авиационный полк (Ли-2).

На дивизию, оснащённую самолётами Ли-2, в Харбино-Гиринской наступательной операции с 9 августа по 2 сентября 1945 года возлагались большие задачи по обеспечению войск топливом и боеприпасами. В связи с быстрым продвижением наземных войск, растянутостью коммуникаций, недостаточностью и малой проходимостью шоссейных и грунтовых дорог очень остро встал вопрос об обеспечении войск, в том числе и авиационных частей, боеприпасами, горючим и продовольствием. В связи с успешным завершением первого и второго этапов наступления советские войска продолжали неотступно преследовать врага в глубине Маньчжурии и на островах. 18 августа японцы стали прекращать организованное сопротивление и начали капитулировать. Лишь на отдельных участках они продолжали оказывать сопротивление небольшими разрозненными группами.

В то же время возникшие перед советскими войсками задачи по овладению важными административно-политическими и промышленными центрами противника требовали проведения широких десантных операций. Всё это на третьем этапе наступления поставило перед авиацией новые задачи. Надо было доставить по воздуху большое количество боеприпасов, продовольствия и горючего для обеспечения действий сухопутных войск в глубоком вражеском тылу; надо было высадить небольшие по численности авиадесанты с одновременным боевым и материальным обеспечением их действий.

Дивизия вместе с 21-й гвардейской транспортной авиационной дивизии на самолётах Ли-2 занималась высадкой авиадесантных групп на аэродромах и в пунктах Харбин, Гирин, Янцзы, Вонсан (Гензан), Хамхын (Канко), Пхеньян (Хейдзио), Чаньчунь, Шеньян (Мукден), Делянь (Дайрен), Люйшунь (Порт-Артур). Для усиления основных десантов в районы действий последних авиация неоднократно высаживала дополнительные авиадесантные группы. Захват важных административно-политических и промышленных центров Маньчжурии воздушными десантами окончательно дезорганизовал управление войсками и резервами противника. Убедившись в бесполезности дальнейшего сопротивления, японцы почти повсеместно прекратили военные действия.

В действующей армии

В составе действующей армии:

  • с 26 декабря 1944 года по 9 мая 1945 года;
  • с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года.

Командир дивизии

В составе объединений

Части и отдельные подразделения дивизии

За весь период своего существования боевой состав дивизии претерпевал изменения:

Почётные наименования

  • 340-му бомбардировочному авиационному полку 24 сентября 1945 года присвоено почётное наименование «Бреславский».

Благодарности Верховного Главного Командования

  • За отличие в боях при овладении в Домбровском угольном районе городами Катовице, Семяновиц, Крулевска Гута (Кенигсхютте), Миколув (Николаи) и в Силезии городом Беутен.
  • За отличие в боях при разгроме окружённой группировки противника в Будапеште и овладении столицей Венгрии городом Будапешт — стратегически важным узлом обороны немцев на путях к Вене.
  • За отличие в боях при овладении городами Секешфехервар, Мор, Зирез, Веспрем, Эньинг, а также при занятии более 350 других населённых пунктов.
  • За отличие в боях при овладении городом и крепостью Гданьск — важнейшим портом и первоклассной военно-морской базой немцев на Балтийском море.
  • За отличие в боях при овладении крепостью и главным городом Восточной Пруссии Кёнигсберг — стратегически важным узлом обороны немцев на Балтийском море.
  • За отличие в боях при овладении городами Франкфурт-на-Одере, Вандлитц, Ораниенбург, Биркенвердер, Геннигсдорф, Панков, Фридрихсфелъде, Карлсхорст, Кепеник и вступление в столицу Германии город Берлин.
  • За отличие в боях при разгроме берлинской группы немецких войск и овладением столицы Германии городом Берлин — центром немецкого империализма и очагом немецкой агрессии.
  • За отличие в боях при овладении портом и военно-морской базой Свинемюнде — крупным портом и военно-морской базой немцев на Балтийском море.
  • За овладение всей Маньчжурией, Южным Сахалином и островами Сюмусю и Парамушир из группы Курильских островов, главным городом Маньчжурии Чанчунь и городами Мукден, Цицикар, Жэхэ, Дайрэн, Порт-Артур объявлена благодарность.

Герои Советского Союза

  • Васильев Алексей Александрович, старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 340-го бомбардировочного авиационного полка 54-й бомбардировочной авиационной дивизии 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 июня 1945 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 8784.
  • Орлов Михаил Петрович, гвардии майор, штурман эскадрильи 7-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 54-й бомбардировочной авиационной дивизии 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 июня 1945 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 8791.
  • Тимофеев Северьян Петрович, капитан, штурман эскадрильи 340-го бомбардировочного авиационного полка 54-й бомбардировочной авиационной дивизии 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 июня 1945 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 8793.

Дивизия в послевоенные годы

После войны с Японией дивизия базировалась в Чите с июля по октябрь 1945 года. После чего перебазировалась в Хабаровск. Формально дивизия после окончания войны продолжала входить в состав 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса. В апреле 1946 года дивизия вошла в подчинение Командования воздушно-десантных войск и 27 апреля 1946 года дивизия переименована в 54-ю транспортную авиационную дивизию.

Состав дивизии на 1946 год:

  • 214-й гвардейский транспортный авиационный Красносельский Краснознамённый полк (в/ч 15424 — бывший 29-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк);
  • 331-й транспортный авиационный полк (создан в составе дивизии в мае 1946 г.);
  • 340-й транспортный авиационный Бреславский полк (в/ч 22672, ранее 340-й бомбардировочный авиационный полк).

В 1947 году 331-й транспортный авиационный полк заменён на 51-й гвардейский транспортный авиационный полк, а в августе 1949 года из состава дивизии убыл 214-й гвардейский транспортный авиационный Красносельский Краснознамённый полк.

В 1948 году дивизия перебазировалась на Сахалин с базированием штаба в городе Шахтёрск, где пробыла до 1955 года. В 1955 году перебазировалась на аэроузел города Комсомольск-на-Амуре.

Состав дивизии на 1954 год:

  • 51-й гвардейский транспортный авиационный полк;
  • 340-й транспортный авиационный Бреславский полк.

12 октября 1955 года дивизия переименована в 54-ю военно-транспортную авиационную дивизию и переподчинена Командованию Военно-транспортной авиации. В 1956 году дивизия перебазировалась на Кировоградский аэроузел. Штаб дивизии располагался в городе Александрия Кировоградской области. В 1958 году состав дивизии включал в себя:

  • 51-й гвардейский военно-транспортный авиационный полк (Александрия Кировоградской области);
  • 340-й военно-транспортный авиационный Бреславский полк (Александрия Кировоградской области).

В 1957 году полки дивизии приступают к переучиванию с самолётов Ли-2 на новую боевую технику — вертолёты Ми-4, лётный состав переучивался в ЦБП в городе Торжок, а технический состав — на Казанском авиационном заводе. Согласно Директиве ДГШ ВС от 17.11.1959 года 51-й гвардейский военно-транспортный авиационный полк переименовывается в 51-й гвардейский отдельный вертолётный полк. Также был переименован 340-й военно-транспортный авиационный Бреславский полк.

17 ноября 1959 года дивизия расформирована в Александрии Кировоградской области.