Цистра


Цистра (фр. cistre, от лат. cithara) — старинный струнный щипковый музыкальный инструмент.

Краткое описание

По форме напоминает современную полуовальную мандолину. Имеет 5—12 парных струн (хоров). Была распространена в Германии, Голландии, Италии и других странах Западной Европы в XV — начале XIX вв. (особенно в городской среде в конце XVIII — начале XIX вв.). Специфической разновидностью цистры в Европе второй половины XVIII — первой половины XIX вв. была английская гитара. Разновидности цистры — большая басовая, теноровая, малая.

Если лютня, сложная в игре, была доступна только музыкантам-профессионалам, то менее дорогая цистра, более удобная по размеру и простая для обучения, больше подходила для любителей. Она характеризуется своими деками — дощечками с перпендикулярными корпусу сторонами, плоским дном и колковой коробкой в форме серпа.

Металлические струны, которые перебирали пальцами или медиатором, придавали ей более легкий тембр и более популярный, чем у лютни, «сочный» голос, который больше подходил для исполнения серьёзной музыки. Цистра была чаще всего с двойным или тройным рядом струн.

Как и в случае лютни, музыка для цистры нотировалась в форме табулатуры.

Существовали цистры разных форм, в которые были внесены все новшества лютни. До того, как появилась гитара, существовали инструменты-гибриды, такие как цистра-теорба, и всякого рода «чудовищные лютни».

К семейству цистр относятся традиционные инструменты в ряде европейских стран и регионов: в Германии — Waldzither, на Корсике — cetara, в Испании — bandurria, в Португалии — португальская гитара.

Конструкция

Цистра имеет кор­пус ка­п­ле­вид­ной фор­мы. Изюминкой кон­ст­рук­ции является осо­бая фор­ма шей­ки, ко­то­рая по всей дли­не сре­за­на со сто­ро­ны ба­со­вых струн (пред­по­ло­жи­тель­но для об­лег­че­ния вир­ту­оз­ной иг­ры ле­вой ру­кой). Фор­му крю­ка имеет кол­ко­вая часть и по от­но­ше­нию к шей­ке на­кло­не­на на­зад. Изначально инструмент из­го­тав­ли­ва­лся из цель­но­го кус­ка де­ре­ва и был раз­ных раз­ме­ров, од­на­ко пол­но­го се­мей­ст­ва соз­да­но не бы­ло.

После 1574 мас­тер Джироламо ди Вир­ки из Бре­шии ввёл в оби­ход бо­лее лёг­кую кон­ст­рук­цию. С этих пор кор­пус со­став­лял­ся из отдельных эле­мен­тов,а расстояние между любыми соседними ла­дами на грифе стал полутон.

Пьесы

Первый известный сбор­ник пьес «Пер­вая кни­га та­бу­ла­ту­ры для ци­ст­ры» для (шестихорной) Цистры датирован 1574 годом. Его издал сын Джиларомо ди Вирки, Паоло Вир­ки, в этот сборник во­шли написанные Паоло фан­та­зии, сальтареллы, ричеркары и пье­сы других жанров, а так же интабуляции чужих сочинений, от­ли­чаю­щие­ся по­ли­фо­ническим бо­гат­ст­вом и вир­ту­оз­но­стью ва­риа­ций.

Цистра также бы­ла по­пу­ляр­на в Анг­лии бла­го­да­ря её уча­стию в сме­шан­ном кон­сор­те, который вклю­чал в себя щип­ко­вые и ме­ло­ди­че­ские ин­ст­ру­мен­ты. Пьесы для такого состава писалиТ. Морли и Ф. Россетер.

Английские произведения для Цистры вошли в школы Э. Холборна «The Cittharn Schoole», 1597 года и Т. Робинсона «New Citharen Lessons», 1609 года.

Репетиции

Цистра в период расцвета нередко становилась предметом антуража в бытовых сюжетах художников, как на картине «Шахматисты» Корнелиса де Мана, созданной около 1670 года.

Цистру упоминает Шекспир в комедии «Бесплодные усилия любви» (1590-е годы), где персонажи саркастически обсуждают форму головы Олоферна, сравнивая её с формой головки цистры (англ. cittern-head), с головкой (большой) булавки и т. д.

Франция, XVIII век

Один из первых самоучителей для цистры был написан во Франции, его составил Шарль Полле (Charles Pollet) в 1786 году.

У него была цистра из города Лилль, которую он настраивал как E-A-D-E-a-c#-e.

Журнал «Гитарист»

В статье «Кто изобрёл русскую семиструнную гитару» Валериан Русанов рассказывает о саксонской цистре, которая уже в XVIII веке была семиструнной. На ней играли в камерных оркестрах в Лейпциге и впоследствии в Санкт-Петербурге:

Утверждая, что именно этот строй облегчает игру на гитаре, допускает всю полноту гармонии в аккомпанементе, он (Иоганн Клавдий Ганф) ссылался на изменения, происходившие с семиструнной гитарой во Франции, где рекламируемый им «новый» строй был якобы признан наилучшим. В подтверждение своих слов Ганф ссылался на статью Шейдлера в «Лейпцигской музыкальной газете» (1801, № 4). Вскоре, в 1805 году, Ганф выпустил собственную Школу игры на семиструнной гитаре, но пропагандировавшийся им «французский» строй, видимо, не встретил сочувствия у русских гитаристов.

Французские цистры из города Лилль и саксонские из города Гота хранятся в музее имени Глинки в Москве и в музее музыкальных инструментов в Лейпциге. Они настраивались выше семиструнной гитары, и за десятилетия до её изобретения в России уже имели некоторые её отличительные черты, включая «венские» пружины и круглые накладки на гриф (исчезнувшие во времена массового производства в XX веке). Они и есть её непосредственные предки, и это именно их гитаристы-любители всё стараются найти среди древностей (производя семиструнку то от английской, то от итальянской и даже польской гитары).