Абдухаликов, Мирзо Коканбай


Мирзо Коканбай Абдухаликов (узб. Mirzo Qoqonboy Abduxoliqov) (10 сентября 1869 года, Самарканд, Российская империя - 1948 год, Самарканд, Узбекская ССР) — среднеазиатский писатель, переводчик и просветитель. Один из основоположников жанра романа и мемуаров в литературе народов Средней Азии.

Биография и творчество

Мирзо Коканбай Абдухаликов родился в 1869 году в городе Самарканд. Будущий писатель получил образование в медресе, владел арабским, турецким, персидским, русским языками. В 1889 году женился.

В 1891 - 1893 годы писатель живет в Москве, где добивался освобождения арестованного родственника Мамадаминбая. Благодаря настойчивости он привозит в Самарканд бумагу о его освобождении из тюрьмы. В Самарканде Мирзо Коканбай Абдухаликов поступает на службу к губернатору на должность уездного переводчика. В процессе работы он знакомится с особенностями политики царизма и колониальной власти в отношении народов Туркестана. Параллельно с работой в администрации губернатора Мирзо Коканбай Абдухаликов занимается переводами. Перевел с русского на узбекский и таджикский языки учебники по медицине, биологии, анатомии, астрономии, а также учебники и учебные пособия. Им создан один из первых русско-таджикских словарей.

Его служба у губернатора продлилась вплоть до Октябрьской революции 1917 года. После краха царизма он переходит на службу в органы юстиции и назначается следователем. В 1924 году Коканбай уезжает из Самарканда в Бухару, где до 1925 года работает следователем. В том же году вся семья перебирается в Душанбе. После образования в 1925 году Таджикской республики, поступает на службу в «Госиздат» переводчиком.

В 1931 году писатель был арестован по ложному обвинению, но смог доказать свою невиновность и через два месяца был освобожден. В этот период он активно занимается литературным творчеством и переводами, вступает в Союз писателей. Активно пишет мемуары, охватывающие исторические события конца девятнадцатого - начала двадцатого веков. В 1937-1940 годах автор создает произведение «Дочь гор», где детально описывает нравы бакалейщика и отображает самобытность дехканской жизни.

В 1936 году Мирзо Коканбай Абдухаликов завершает работу над романом «Намазгачи», повествующем о джизакском восстании и судьбе одного из его участников – маленьком мальчике, напоминающим своей храбростью Гавроша. Произведение является своего рода дневником автора и имеет ценность как историко-художественный документ той эпохи. Автор сам является свидетелем восстания, он записывает все воспоминания связанные с ним, анализирует причины его возникновения, имеет возможность наблюдать за судебным процессом над участниками и раскрывает все хитрости судей и прокуроров. Роман является первым произведением данного жанра в литературе народов Средней Азии. Однако, в силу реалий того времени произведение не могло быть издано, так как в 1937-1940 годах писатели, поэты и просветители подвергались гонениям и репрессиям. Затем изданию романа помешала Вторая мировая война.

Помимо двух романов Мирзо Коканбай Абдухаликов написал повести «Истаджон» и «Из конца плети каплет кровь», в которых были отражены пережившие себя методы воспитания. Из немногочисленных документов, сохранившихся в архиве Мирзо Коканбая Абдухаликова, до нас дошли фотографии, заметки на полях книг и фрагментах бумаги, а также некоторые словари и учебники. Последние годы жизни он прожил со второй женой Анной Карповной в доме, расположенном в районе Багишамал в городе Самарканд, который сохранился и по сей дней.

Скончался писатель в 1948 году и был похоронен на кладбище Шахи-Зинда в Самарканде.

Память

Литературовед Наим Каримов в своем романе «Чулпон» отмечает, что Мирзо Коканбой разделял взгляды и идеи таких просветителей, как Мунаввар Кары и Чулпан. Тесно дружил с Махмуд Ходжой Бехбуди. При жизни писателя его многочисленные работы не были изданы, они сохранились в рукописном виде в папках личного архива. В 2006 году был опубликован и представлен широкому кругу читателей роман «Дочь гор». Публикация стала первым шагом к популяризации литературного наследия писателя, возрождению его имени в таджикской и узбекской прозе 1920-30х годов.