Ломакина, Мария Владимировна


Мария Владимировна Ломакина (1896, деревня Кизил-Таш под Ялтой — 1964, Загорск) — неангажированный художник середины XX века, ученица Петрова-Водкина.

Биография

Мария Ломакина родилась в Крыму, в деревне Кизил-Таш под Ялтой, в семье петербургских интеллигентов: её отец — Владимир Гаврилович Ломакин — участвовал в устройстве Никитского ботанического сада. Владимир Гаврилович, был разносторонне одарённым человеком: агроном-виноградарь по образованию, он не только трудился в сельском хозяйстве, но и превосходно музицировал, занимался скульптурой и живописью. В 1913 году Ломакина окончила гимназию; после чего, вплоть до революции, училась на историко-философском факультете Московских высших женских курсов.
Параллельно, она посещала художественную «Студию К.Юона».

Константин Коровин, видевший её ранние этюды, высказывал ей своё одобрение. Дебютировала, в качестве живописца, в 1919-м году на Второй выставке картин и скульптуры Художественного общества Южного берега Крыма; критик Сергей Маковский положительно отозвался о её экспонированном автопортрете.

В начале 1920-х она работает в крымской Комиссии по охране памятников по мандату ялтинского Наробраза. В 1923 году Крымский Союз работников искусств направил Ломакину в Петроградскую Академию художеств, где она поступила на монументальное отделение в мастерскую К. С. Петрова-Водкина, который преподавал ей живопись и композицию; технологию преподавал Д. И. Киплик.

В 1927 году защитила дипломную работу, состоявшую из проекта стенной росписи «Охрана материнства и младенчества» и научного исследования «Художественные манеры фресок церкви Спаса-Нередицы», куда входили копии фресок (работа была рекомендована к публикации). В дальнейшем, художница отдала много сил научной реконструкции древнерусской живописи, прежде всего фресок Софийского собора в Киеве и церкви Спаса на Нередице под Новгородом. По её копиям стенописи воссоздавался облик Спаса на Нередице, разрушенного в годы Великой Отечественной войны.

В 1931 году Ломакина была командирована в Крым (от сектора искусств Наркомпроса РСФСР) для работы над темой «На табачных плантациях», — где, помимо зарисовок труда табаководов и виноградарей, а также, эскизов к тематической картине, она создала много портретов и пейзажей. Что характерно, в дальнейшем в её творчестве будет преобладать жанр пейзажа.

Однако, большое полотно в духе соцреализма, посвященное сельскому хозяйству, так и не было реализовано художницей. Дух её композиций на темы труда был весьма далёк от официозного производственного пафоса тогдашнего искусства.

В 1933 году Мария Ломакина вышла замуж за скульптора Алексея Петрова, происходившего из семьи потомственных мастеров художественных промыслов подмосковного села Богородское; с тех пор и до конца её жизни, её творчество было связано с Загорском (ныне Сергиев Посад). В 1933—1936 годах она занималась разработкой образцов игрушек для Загорского научно-экспериментального института игрушек. В 1959—1962 годах — преподавала в Абрамцевском художественно-промышленном училище теорию рисунка.

Большинство поздних пейзажей художницы, опиравшейся на традиции древнерусской и ренессансной фрески, посвящены природе и архитектуре Подмосковья, в первую очередь Троице-Сергиевой лавре и её окрестностям. Отсутствие средств на материалы обусловило малый, порой близкий к миниатюре формат её картин, но при этом она всегда стремилась к панорамному охвату пространства, к высокой степени обобщения натурных впечатлений. Искусство М.Ломакиной, словно ставившей себе задачу показать каждый уголок окружающего мира как элемент вселенской гармонии, обладает монументальным масштабом при ярко выраженной лирической окраске.

Творчество

М. В. Ломакина работала в:

  • живописи,
  • графике,
  • декоративно-прикладном искусстве,

она занималась также копированием и научной реконструкцией древнерусской монументальной живописи.

Большинство поздних пейзажей художницы, опиравшейся на традиции древнерусской и ренессансной фрески, посвящены природе и архитектуре Подмосковья, в первую очередь Троице-Сергиевой лавре и её окрестностям.

Творчество представлено во многих музейных собраниях; в том числе, в:

  • Государственной Третьяковской галерее,
  • Государственном Русском музее,
  • Государственном музее искусства народов Востока,
  • Художественном музее Грузии
  • и других,

а также, в собрании дочери художницы.

Выставки

Экспонировалась на выставках:

  • молодых художников (1931),
  • работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1932),
  • живописи, графики и скульптуры женщин-художников (1938) в Москве;
  • произведений художников Загорского района (1949), «Загорские художники» (1957) в Загорске.

Однако, первая персональная выставка Марии Ломакиной состоялась только через тридцать лет после её смерти.

  • Творчество Марии Владимировны выставлялось в Третьяковской галерее.
  • Первая музейная выставка художницы прошла c 26 сентября по 15 декабря 2008 г. на Крымском Валу, 10, залы 21-22.

Отдел живописи 1-й половины XX века стремится полновесно продемонстрировать творчество художницы. Для ретроспективы собрано свыше ста живописных и графических работ Марии Ломакиной, а также эскизов в сфере декоративно-прикладного искусства, из коллекций Третьяковской галереи, куда они попали после первой персональной выставки художницы (Москва, МОСХ, 1993), а также Русского музея, Музея Востока, Художественного музея Грузии. Однако, в экспозиции преобладают произведения М. Ломакиной, хранящиеся в собрании дочери художницы М. А. Ломакиной и специально отреставрированные.