Русские цыгане


Русские цыгане, также севернорусские цыгане (самоназвание руска рома, также русска рома) — цыганская этническая группа, входящая в группу цыган-рома. Сформировалась в Северо-Западной части Российской империи из иммигрировавших в XVIII веке в страну немецких и польских цыган. Являются первой и самой многочисленной этнической группой цыган, появившейся в России.

Делятся на территориальные подгруппы, название которых происходит от русского наименования местности. Например, в России: псковска рома, смоленска рома, сибиряки (сибирска рома), забайкáльцы, бóбры.

Изначально были известны как халадытка рома (то есть «армейские цыгане», «цыгане-солдаты», от цыганского слова халадэ — русские, солдаты; единственное число халадо), пока не выделились в особую цыганскую группу. В настоящее время этот этноним выходит сейчас из употребления.

Традиционно вели полуоседлый образ жизни, зимуя в крестьянских домах. В настоящее время большинство оседлы. Традиционно основными занятиями была торговля лошадьми у мужчин и гадание, сопровождавшееся попрошайничеством — у женщин. Также — музыкальное исполнительство. Большой популярностью у русского населения пользовалось цыганское пение, и хоры давали цыганам во многих городах средства к существованию. При советской власти — торговля товарами потребления. В настоящее время распространена торговля автомобилями. В настоящее время русские цыгане — одна из самых образованных цыганских этногрупп с широким спектром профессий. Заметно отличились в музыкальной области; стоят у истоков цыганского романса.

История

Русские цыгане являются потомками синти, которые пришли из Германии через Польшу и из Швеции, предположительно, сначала на территорию Смоленщины, входившей в состав Великого княжества Литовского, откуда в конце XVII или начале XVIII века расселились по всей России. Проживая в западных странах, цыгане этой общности нанимались в армию, в России они некоторое время сохраняли эту традицию.

В России цыгане были приписаны к крепостным и обложены налогом, хотя никаких принудительных мер для обеспечения этого не было предпринято. Цыганам было позволено кочевать, торгуя лошадьми.

В 1774 году граф А. Г. Орлов-Чесменский выписал в Москву из княжества Валахии первую цыганскую капеллу, которая впоследствии развилась в Соколовский хор, по имени своего первого руководителя, главы цыган Ивана Соколова, и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в России, существенно повлиявшему на развитие русской народной музыкальной и романсовой культуры. Солистка первого цыганского хора Степанида носила фамилию Солдатова, что свидетельствует о её происхождении из солдатской семьи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и начали самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. В течение всего XIX века, а также в начале XX века они были в России в большой моде. Известны случаи, когда дворяне брали хоровых цыганок в жёны. Руска рома составили основу цыганских хоров, а позднее — цыганских ансамблей. В 1931 году в Москве был создан цыганский театр «Ромэн». Среди его основателей — русские цыгане, так же, как и большая часть его актёров.

В 1812 году цыгане Соколовского хора записались в кавалерийские части. В 1812 году, в связи со вторжением французских войск, общины русских цыган Москвы и Санкт-Петербурга добровольно жертвовали крупные суммы денег на содержание российской армии, а также лучших коней для кавалерии. Цыганская молодёжь отправилась служить в уланские полки.

В 1870 году российская газета писала: «В рядах нашей армии есть много солдат из этого племени… хорошие солдаты, красивые, стройные, знающие своё дело».

В конце XIX века в Малом театре даёт представления цыганская театральная труппа Н. И. Шишкина. К этому времени русские цыгане уже значительно интегрированы в российское общество и представлены в таких сословиях, как крестьянство, мещанство, купечество. Множество семей ведут оседлый образ жизни.

Отдельные представители цыганской молодёжи после революции участвовали в Гражданской войне как на стороне Красной армии, так и на стороне Белой армии. В результате прихода к власти большевиков многие оседлые купеческие семьи бросают имущество и уходят в кочевье — кочевых цыган власть автоматически относит к категории бедноты.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов в СССР происходит выработка литературной цыганской нормы на базе диалекта русских цыган. У истоков появившейся цыганоязычной литературы и прессы стоят в основном русские цыгане.

Начиная с 1933 года цыгане подвергаются репрессиям со стороны властей. Цыганоязычная пресса и литература в 1930-х закрывается.

Во время Великой Отечественной войны советские цыгане, включая руска рома, по призыву и добровольно отправлялись в армию. Они участвовали в боевых действиях в качестве рядовых, офицеров, танкистов, артиллеристов, лётчиков, шофёров, кавалеристов, разведчиков, медицинских работников. Подростки и старики участвовали в партизанских отрядах. Цыганские артисты (в основном, женщины) выступали на передовой, давали шефские концерты в госпиталях. Большое количество цыган, в том числе русских, на оккупированных территориях стали жертвами организованного нацистами и их пособниками геноцида. Многие погибли на фронте и в блокадном Ленинграде.

После войны растёт популярность цыганской музыки. Театр «Ромэн», цыганские певцы и цыганские ансамбли процветают. Цыгане СССР начинают воспринимать культуру русских цыган как базовую цыганскую культуру.

После указа о запрете кочевья 1956 года происходит вторая волна оседания русских цыган.

В 1980-х годах ряд представителей цыганских артистических семей внесли заметный вклад в «неформальную» музыку: джаз (Валентина Пономарёва), Нора Иванова, рок (Валентина Пономарёва, Михаил Жемчужный-младший), шансон (Алексей Дулькевич-младший).

Русские цыгане родственны немногочисленным в России группам польска рома, белорусска ромá и лотфитка рома (в Латвии и Литве), в России проживающим в основном на сопредельных с Прибалтикой территориях, хотя отдельные их семьи проживают и во внутренних регионах России. Эти группы имеют общее происхождение и традиционно назывались халадытка рома.

  • Джон Эткинсон. Русские цыганки. Зарисовка, опубликованная в 1803 году

  • Русские цыгане. Гравюра Пирабо по зарисовке Фукье, 1872

  • Русская цыганка-гадалка. Гравюра П. Дзедица по зарисовке А. Земцова, 1885

  • Палатка русских цыган на Кавказе. Зарисовка Козачинского, 1890

Язык

Диалект русских цыган (северо-восточный диалект) отличается преобладанием заимствований немецких, польских и русских слов, а также использованием некоторых заимствованных из русского языка приставок и суффиксов.

Современный язык русских цыган отличается большим количеством русских заимствований.

Расселение

Помимо родового деления, присутствует деление на территориальные подразделения (смоленские, псковские цыгане и др.), что явилось следствием долговременной привязки групп цыган к определённому ареалу кочевания и традиционным зимовкам, а в случае с сибирскими цыганами (сибирска рома) — также результатом ссылок на поселение. В Вологодской и Архангельской областях также выделяется группа вэшитка ромá («лесные цыгане»). Роль территориального деления в отчасти связана с распадом родовой организации и сужением круга осознаваемого родства.

Проживают небольшими дисперсными группами внутри русских поселков либо отдельными семьями в сельской и особенно в городской местности. Компактно расселены в ареале первоначального распространения в Смоленской, Псковской, Брянской областях, на северо-западе и севере Европейской России: Ленинградская, Вологодская, Архангельская области, и по всей центральной России до Курска, на Урале и в Сибири, где они составляют преимущественное цыганское население.

Культура

Руска рома являются наиболее адаптированной к русской культуре цыганской группой. По вероисповеданию преимущественно православные. В некоторых районах Белоруссии исповедуют католицизм. Очень многие явления своей культуры и обычаев русские цыгане заимствовали от русских. Со времени своего появления на территории России стали носить русскую одежду и петь русские песни.

Традиционный костюм русского цыгана копировал русскую купеческую моду, и состоял из свободных штанов, свободной рубахи, жилета, сапог и картуза; сейчас его можно увидеть на артистах, за исключением картуза. Сапоги считались отличительным признаком юношей и мужчин, мальчики их не носили. Ещё одним признаком считался кнут. Его не покупали, а делали сами или получали в дар. Кнут считался ценным наследством. По поверьям, в нём сохранялась удачливость барышника.

Традиционный костюм русской цыганки состоит из рубашки и юбки (или нескольких юбок), может также дополняться накинутой на плечи или повязанной на корпус или бёдра шалью. Замужняя русская цыганка носила также платок на голове и фартук. Очень ценился цветочный узор ткани. Цыганок, носящих традиционный костюм, можно встретить и в наши дни.

Музыкальное и танцевальное искусство русских цыган значительно развито, оно заметно отличается от музыки и танцев других цыган. Танцы и песни русских цыган исполняют многие цыгане России, Украины и Белоруссии. В то же время, оно молодо и появилось и развилось в течение XIX—XX веков; многие авторы песен, считающихся народными, всё ещё живы.

В областях наиболее плотного расселения и сохранения общинных традиций руска рома сохраняют в наибольшей степени соционормативные основы своей традиционной культуры, в первую очередь этнический суд.

Семьи руска рома, имеющие давние традиции оседлости, занимаются разведением домашнего скота и огородничеством. В советский период работали в колхозах. Не считая сэрвов, у русских цыган раньше и сильнее других этнических групп проявился распад традиционной социальной организации, что выразилось, в частности, в укорочении родовой памяти с 10 до 3—4 поколений. У руска рома встречается наибольшее количество семей, хорошо интегрированных в русскую культуру, и лиц, имеющих среднее профессиональное и высшее образование, что, однако, остаётся нечастым явлением. В большей степени распространено использование письменных форм коммуникации, чтение печатной продукции.